27.12.2018      76      0
 

Почему Гаспар Ноэ – один из главных режиссеров нашего времени

Режиссер Гаспар Ноэ построил свою карьеру на изучении границ человеческого опыта. Его фильмы погружают в…


Режиссер Гаспар Ноэ построил свою карьеру на изучении границ человеческого опыта. Его фильмы погружают в глубины сверхъестественности, грубости, откровенности. На них иногда трудно смотреть, и всегда трудно забыть. 27 декабря Ноэ исполняется 55 лет –в день рождения режиссера Vogue.ua рассказывает о визуальном в его работах. 


Гаспар Ноэ

Имея всего пять полнометражных фильмов, Гаспар Ноэ зарекомендовал себя как один из самых зрелищных режиссеров. Ноэ всегда знает, как загипнотизировать и взволновать аудиторию. 


Постер к фильму “Один против всех”, 1998

Ноэ использует достаточно универсальный кинематографический язык. Как и все крупные художники, в своих фильмах Гаспар говорит о  жизни, смерти и любви. Режиссер снимает весьма мрачное кино, но оно скорее таким получается из-за его метода работы: жизнь познается через смерть, любовь через ненависть, нежность через насилие. «Один против всех» и «Необратимость» – бенефис агрессии, «Любовь» наполнена эмоциональным насилием, «Вход в пустоту» и вовсе об угасающем сознании, граничащим со смертью.


Кадр из фильма “Эксатз”, 2018

Измененное сознание – один из главных приемов режиссера. У его персонажей близкие отношения с разного рода стимуляторами, будь то алкоголь или психотропные вещества. Спутником персонаж Касселя в «Необратимости» является порошок. В начале «Любви» главный герой погружается в воспоминания в наркотической дымке. «Вход в пустоту» и вовсе одна большая галлюцинация. Этот прием нацелен на то, чтобы вызвать чувство «прихода», как от воздействия наркотика. В «Экстазе» , который вышел в этом году, наркотики – это вообще главный сюжетный триггер, который превращает вечеринку в массовый бэд-трип.


Кадр из фильма “Любовь”, 2015

Несмотря на вопиющую аморальность его картин, Гаспар Ноэ снимает кино очень честно, открыто и реалистично. Дня него не существует запретных тем: инцест («Один против всех», «Вход в Пустоту»), аборт, убийство, изнасилование, самоубийство, наркомания, проституция и прочее. Все жестокие и откровенные сцены выглядят скорее как документальные кадры, а не художественное кино.


Кадр из фильма “Экстаз”, 2018

Один из самых известных случаев, связанных с реакцией на фильмы Ноэ – это реакция на сцену изнасилования в ленте «Необратимость». Во время первого показа на 55-м Каннском кинофестивале зрители были настолько шокированы, что более двух сотен человек вышли из зала, а некоторые даже жаловались на плохое самочувствие. Первые 30 минут фильма сопровождаются фоновым шумом низкой частоты в 28 МГц. Этот звук тяжело уловить, он зачастую возникает во время землетрясений и может вызвать у людей рвоту и головокружение. Именно этот прием послужил причиной того, что многие люди покинули сеанс. Некоторые зрители вышли, реагируя так на жестокое изнасилование и садомазохизм, происходящий в ночном гей-клубе. Закрепить впечатление Ноэ решил при помощи ярких вспышек, которые могут вызвать судороги и раздражение глаз. «Моя цель состояла в том, чтобы вы почувствовали, что сошли с ума», – сказал Ноэ в интервью.


Кадр из фильма “Вход в пустоту”, 2009

Бенуа Деби — оператор почти всех фильмов Гаспара Ноэ. На его счету все главные картины современного неонуара. В «Необратимости» оператор безостановочно вращается вокруг героев, в «Любви» дышит в затылок герою, во «Входе в пустоту» то возносит к небесам, то залазит кому-то под юбку. Подобные приемы шокируют зрителя. Снятые ним кадры заставляют все внутри сжиматься, они давят своими ракурсами, освещением, длинными планами и «летающей» камерой. 


Кадр из фильма “Вход в пустоту”, 2009

Экран у Гаспара Ноэ всегда пульсирует, вспыхивает. Он умело играет со цветом, который всегда помогает создать режиссеру необходимую атмосферу. Его любимый – красный.


Кадр из фильма “Необратимость”, 2002

Нигилизм Ноэ чувствуется и в отношении времени. В фильмах режиссера не существует линейных законов. В «Любви» прошлое и настоящее сливаются в одно целое. «Вход в пустоту» – чередование жизни, смерти и посмертных дел, «Экстаз» тоже начинается с конца, а титры там и вовсе в середине. «Гениальный и невыносимый одновременно» – такую характеристику  дал  «Экстаз» отец Гаспара, художник Луис Фелипе Ноэ. Так можно сказать о всех его фильмах. 

Читайте также:
Режиссер Гаспар Ноэ о том, как создавался фильм "Экстаз"

Все о стиле в фильмах Гильермо дель Торо

Источник: vogue.ua


Интересное: